История

«Я не знаю более красивого национального танца, чем «кафа»

Галина Уланова

Архивы КБР не располагают официальными документами о создании Кабардино-Балкарского ансамбля «Кабардинка». Обычно датой рождения любого нового художественного коллектива становится его первая творческая встреча со зрителем. У коллектива ансамбля не было торжественного открытия. Однако имеются сведения о том, что 1 октября 1933 года в Нальчике при Ленинском учебном городке открылась Художественная национальная студия с драматическим, хореографическим, национальных инструментов (зурна, гармоника), духовых инструментов и театрально-декоративным отделениями [1]. В ее стенах сформировался и вырос ансамбль.
Имеется еще один документ: постановление обкома КПСС от 26 апреля 1954 года о праздновании 20-летия со дня организации Кабардинского государственного ансамбля песни и пляски в июне 1954 года [2].


В 30-е годы культурной жизни Кабардино-Балкарии произошло событие огромного значения. Впервые в истории кабардинцев и балкарцев был организован профессиональный художественный коллектив – танцевальный ансамбль с секстетом народных инструментов, призванный развивать духовную культуру народов, опираясь на созданный веками богатый песенно-хореографический фольклор.


Несколькими годами позже танцевальный ансамбль был преобразован в ансамбль песни и танца. В состав коллектива вошли танцевальная группа, хор и квартет национальных инструментов.


С первых же дней своего существования художественный коллектив ансамбля выступал бережным хранителем и пропагандистом лучших образцов подлинно народного танцевального и музыкального творчества Кабардино-Балкарии.


Основу программы коллектива составили тогда народные кабардинские и балкарские танцы: «Кафа», «Исламей», «Абзех», «Тёгерек-тепсеу», «Удж» и др. Близость музыкального и танцевального фольклора двух братских народов облегчила задачу создания первой программы, обогатила его репертуар.


При организации концертных выступлений артисты ансамбля старались по возможности сохранить тот стиль, который существовал в народе при проведении танцевальных вечеров.


Ансамбль вскоре стал любимцем трудящихся всей Кабардино-Балкарии. Артисты не боялись трудностей, учились упорно и настойчиво, выступая с концертами в самых отдаленных селениях республики. Исполнительское мастерство артистов непрерывно росло.


Первый выезд ансамбля за пределы области состоялся в октябре 1934 года [3]. По приглашению первого секретаря ЦК КП (б) Украины П. П. Постышева ансамбль приехал в Киев, чтобы участвовать в мероприятиях, посвященных 17 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.


Затем в конце января 1935 года «Кабардинка» выступила перед делегатами VII Всесоюзного съезда Советов СССР.[4] Во время гастролей состоялась незабываемая встреча молодых артистов с великим писателем А. М. Горьким, который давно проявлял большой интерес к народному творчеству кабардинцев и балкарцев.


В марте 1939 года в Москве проходил XVIII съезд ВКП (б) [5]. Кабардино-Балкарскому госансамблю вновь была оказана высокая честь – принять участие в концерте для делегатов съезда. В зале присутствовали руководители партии и правительства, в том числе К. Е. Ворошилов и С. М. Буденный. В Москве наши артисты встречались с ведущими мастерами советского музыкального искусства солисткой Большого театра СССР, народной артисткой СССР А. В. Неждановой, известным советским композитором В. И. Мурадели и др. Деятели советского искусства дали высокую оценку исполнительскому мастерству молодых артистов.


20 ноября 1939 года Указом Президиума Верховного Совета КБАССР за большую плодотворную работу, проделанную во время поездки на Дальний Восток по обслуживанию частей РККА и населения Советского Дальнего Востока Кабардино-Балкарский Государственный ансамбль пляски и музыки был награжден Почетной грамотой. [6]
Творческой школой и серьезным экзаменом на профессиональную зрелость стали для коллектива ансамбля гастроли в Москве, Ленинграде, Киеве, Мурманске, Кирове, Перми, Свердловске, Омске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Томске, Улан-Удэ и др. городах страны. На всю жизнь запомнили первые артисты ансамбля волнующие встречи с выдающимися деятелями партии и государства М. И. Калининым, А. А. Ждановым, знаменитым певцом Л. Утесовым и его коллективом и др.


Все концерты ансамбля проходили с творческим и эмоциональным подъемом. Это заслуга замечательных актеров: Асланджери Аталикова, Мурата Болова, Заудина Дукова, Галины Исаковой, Тамары Кабардоковой, Марии Канаметовой, Зухры Кумыковой, Нану Кумышевой, Жанусы Лакуновой, Якуба Рахаева, Мутая Ульбашева, Жени Хановой (Гегиевой), Бермана Шаваева, Сакинат Этезовой, Курацы Каширговой (гармонь), Танахума Ашурова (зурна), Арона Исакова (бубен) и мн.др.


В годы Великой Отечественной войны многие артисты ансамбля с оружием в руках сражались против немецко-фашистских захватчиков, а коллектив, пересмотрев свои программы и включив в них новые произведения советских композиторов на патриотические темы, выступал с концертами перед воинами Советской Армии в непосредственной близости от линии фронта, ранеными в госпиталях, в заводских и фабричных цехах, на полевых станах и высокогорных колхозных пастбищах.


Выполняя свой гражданский и патриотический долг, коллектив продолжал свою работу в условиях фронтовой полосы до последней возможности – до захвата Нальчика немецко-фашистскими войсками. 25 октября 1942 года Кабардино-Балкарский ансамбль песни и пляски временно прекратил свою деятельность [7].


Она была возобновлена в январе 1943 года. В мае – июне 1943 года Областной комитет партии рассылает письма районным комитетам ВКП (б) об оказании всемерной помощи в работе ансамбля (помещения для концертов, расквартирование, средства передвижения, питание и т.д.), принятии мер по проведению максимального количества концертов для населения.


Областной комитет партии внимательно следил за творческой судьбой коллектива, постоянно проявляя отеческую заботу о молодых артистах. Так, на заседании бюро обкома КПСС от 25 июля 1955 года был заслушан вопрос «О работе Кабардинского государственного ансамбля песни и пляски» [8], в постановлении которого указано:


«… для обогащения национального репертуара и активизации всей деятельности ансамбля создать в нем творческую группу из числа ведущих актеров и знатоков народных песен и танцев;


организовать со всем творческим составом ансамбля занятия по изучению кабардинского языка, работу над дикцией, музыкальной грамоте и сольфеджио;


передать помещение партийной библиотеки при горкоме КПСС в ведение ансамбля после ввода в эксплуатацию нового здания горкома партии;


обязать горисполком (т.Бахтиярова) в 1955 году выделить для работников искусств 10 квартир и решить вопрос об общежитии для сотрудников ансамбля;


разрешить строительство в 1956 году 32-квартирного жилого дома для работников искусств Кабардинской АССР…» [9].


Сохранилась справка Нальчикского горкома партии о ходе выполнения данного постановления по состоянию на 10.05.1956 г., из которой видно, что в целях творческого укрепления ансамбля была проведена большая работа по пополнению коллектива артистами хора и танцевальной группы из числа молодежи коренной национальности, созданию репертуара к 400-летнему юбилею присоединения Кабарды к России, профессиональному образованию молодых артистов и др.


В 1957 году ансамбль стал лауреатом Всесоюзного фестиваля советской молодежи, VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов и Всесоюзного фестиваля театров, ансамблей и хоров. Знаменитая советская балерина Галина Уланова, участвовавшая в жюри Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, увидев «кафу» в исполнении Кабардино-Балкарского ансамбля песни и танца, сказала: «Я не знаю более красивого национального танца, чем «кафа». [10]


Через год ансамбль успешно провел свои первые зарубежные гастроли в Монгольской Народной Республике. Из сообщения агентства ТАСС от 9 июля 1958 года: «7 июля в Улан-Батор прибыл ансамбль песни и танца КБАССР. Делегацию советских артистов возглавляет министр культуры КБАССР Б. Карданов… Вчера вечером в Государственном музыкально-драматическом театре МНР в Улан-Баторе состоялось первое выступление ансамбля. Концерт прошел с большим успехом».


Летом 1965 года ансамбль был преобразован в хореографический коллектив и именован «Кабардинкой» по названию широко известного народного танца. Хоровая часть его была передана республиканскому радио [11].


В 1967 году, когда в связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции в Москве демонстрировали свое искусство лучшие художественные коллективы страны, выступления «Кабардинки» в Кремлевском театре, концертном зале им. П. И. Чайковского, во дворце спорта в программе «Звезды России» вызвали большой интерес у любителей танцевального искусства столицы и получили высокую оценку зрителей и известных специалистов-хореографов [12].


Газета «Советская культура» от 30 сентября 1967г. писала: «…Дерзко, пронзительно и радостно запела зурна, и знакомые звуки «Кабардинки» настроили зал на ожидание встречи с необыкновенным. Еще только величаво и спокойно «выплыли» на сцену танцовщицы в своих воздушных платьях, еще только звуки зурны и барабанов возвестили нам начало праздника, а уже будто ток прошел от сцены к залу, магия ритма захватила зрителей, и – огонь, темперамент, изящество: это мужская группа ансамбля… Нельзя не порадоваться большому, заслуженному успеху ансамбля…»


Важным событием в жизни коллектива ансамбля, свидетельством признания его творческой зрелости явились гастроли «Кабардинки» в Марокко, Алжире, Тунисе и Ливии, состоявшиеся в октябре-декабре 1968 года [13]. За 55 дней гастрольной поездки было преодолено более 7 тысяч километров, покорено 29 городов, дано 52 концерта, на которых присутствовало около 30 тысяч человек. «Не хватает слов для описания этого фантастичного зрелища, – сообщала об одном из выступлений ансамбля марокканская газета «Вижи марокэн», – это надо пережить самому вместе с артистами, которые заражают буквально каждого сидящего в зале своим неподдельным весельем. Народность и бережное отношение к древним национальным традициям отчетливо ощущаются во всех номерах программы».


В 1972 году «Кабардинка» выступала в Австралии, Сингапуре и Филиппинах.


Более четырех месяцев продолжались ее гастроли в 1974 году в одиннадцати странах Латинской Америки. К гастролям ансамбля большой интерес проявили печать, радио и телевидение. На страницах десятков центральных газет был опубликован обширный материал, посвященный анализу программы коллектива, характера танцев, исполнительского мастерства артистов. Авторы этих статей были единодушны в оценке искусства «Кабардинки». Аргентинская газета «Ла капиталь» (г.Росарио) в статье «Красота спектакля «Кабардинки» универсальна» отметила: «Совершенство спектакля, показанного ансамблем фольклорного танца «Кабардинка», приводит в замешательство журналистов, поскольку им крайне трудно подобрать эпитеты для его описания» [14].


Колумбийская столичная газета «Эль тьемно»: «По мнению критиков и знатоков хореографического искусства этот балет можно приравнять к «Березке», ансамблю Моисеева, украинскому и грузинскому ансамблям. Характерные черты танцев «Кабардинки» возникают из создания ансамблем своих традиций в фольклоре, может быть самом древнем в мире, но остающемся всегда самым молодым и самым прекрасным» [15].


Мексиканская столичная газета «Ла пренса» в номере от 5 сентября 1974 года опубликовала статью под названием «Спектакль ансамбля «Кабардинка» – праздник красок, пластичности и красоты», где говорилось: «Кабардинка» – это взрыв страстей и безмятежная нежность, порывистость и пластичность… Лица артистов выражают любовь, ярость, воинственность и романтичность» [16].


Затем последовали выступления ансамбля: в 1977году – в Чехословакии, Польше, ФРГ и Сирии; в 1978 году – в ГДР, где весь зал, включая и правительственную ложу, из которой смотрело концерт политическое руководство ГДР во главе с Эрихом Хонеккером, стоя проводил наших артистов со сцены, устроив им бурные продолжительные овации; в 1981 году – в Иордании; в 1983 году в Бразилии и ЧССР; в 1985 году – снова в Иордании; в 1987 году – в Польше; в 1988 году – в третий раз в Чехословакии.


Из воспоминаний бывшего министра культуры Константина Эфендиева, хранящихся в Центре документации новейшей истории КБР: «В конце апреля 1983 года ансамбль отправился в Бразилию. 47 незабываемых дней в стране футбола, 37 выступлений на крупнейших концертных площадках. Восторг и восхищение были лейтмотивом многочисленных откликов бразильских зрителей и прессы на концерты ансамбля. «Это фантастика», – заявил нашему послу председатель сената Бразилии Нило Коэло после первого выступления «Кабардинки» в столице республики» [17].


Все выступления ансамбля за рубежом прошли с большим успехом, получили высокую оценку прессы, способствовали развитию культурных связей Советского Союза с этими странами. В 1981 и 1985 годах король Иордании Хусейн лично вручил ансамблю «Кабардинка» высокие награды государства – ордена Независимости 1 степени и Звезду Иордании [18].


Период становления Кабардино-Балкарского Государственного Академического ансамбля «Кабардинка» – это часть истории нашей республики, когда формировался Золотой фонд представителей искусства.


За годы своей творческой деятельности ансамбль вырастил десятки мастеров сцены, многие из которых отмечены почетными званиями народных и заслуженных артистов РСФСР и КБАССР, удостоены орденов и медалей СССР, награждены почетными грамотами и дипломами.


Р. М. Ашхотова